воскресенье, 14 марта 2021 г.

Интересная статья Татьяны Войтович "Еще рано?"

Вопрос "Еще рано?" современные родители задают все чаще. И правильно делают. Лет десять назад я бы порекомендовала родителям не торопиться, подождать до 4-5 лет с обращением к логопеду. Ситуация изменилась…

Сейчас все больше детей с гипер- или гипотонусом языка, недостаточно развитой сенсорной готовностью, нескоординированностью движений, нарушениями слоговой структуры слова, трудно исправимыми фонетическими нарушениями. Современным родителям на вопрос: «Ещё рано?», отвечу: «Скоро будет поздно». Перед тем, как говорить подробнее, скажу: у каждого организма есть свой ресурс, но есть некоторые моменты, на которые мы повлиять в силах.

По порядку:
гипер- и гипотонус языка влечёт за собой длительную подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков. 

Как избежать:
- убирайте соску и бутылочное кормление вовремя. Язык «привыкает» находиться в плоском состоянии, движения языка при этом ограничены, артикуляционная моторика не развивается. Длительное использование соски и бутылочки может привести к формированию неправильного прикуса, и - как следствие – межзубному произношению; неправильному положению языка в покое, а, следовательно, к отсутствию свистящих звуков…

- жуйте и кусайте! Жевание, глотание – артикуляционные упражнения, которые нам предлагает сама природа. СТОП! перетертой пище, как только ребёнок стал жевать. При жевании задействованы щёки, язык, верхняя и нижняя челюсти. Глотание - профилактика гипертонуса, спастики артикуляционного аппарата, и, открою вам секрет – рвотного рефлекса. Да, именно при повышенном тонусе языка, возникает эта неприятная штука. Ребенку нравится лизать! Прекрасно! Отличное упражнение для стимулирования шипящих и сонорных звуков!

Если у ребёнка недостаточно развитая сенсорная система, он позже начнёт имитировать речь окружающих, т.е говорить. Он позже научится контролировать свое звукопроизношение, т.е произносить звуки правильно. Сенсорная речь (восприятие и дифференцирование некоторых неречевых звуков) развивается к 7 – 8 месяцам, моторная речь (активная) – 10-12 месяцев.

Как развивать и чего избегать. Умнейшие люди были, наши пра – прабабушки! В прибаутках, колыбельных, потешках заложена сила ритма и темпа. Думаю, об этих терминах они не размышляли, но наблюдательными были! До года ребёнок не дифференцирует речевые звуки (р,ш,л), он воспринимает нашу речь через темп и ритм СЛОВА. Не путайте с музыкой. Музыка развивает музыкальный слух, а речевой закладывается через СЛОВО! Не стоит включать детские песенки как фон. Это приучит ребёнка к отсутствию необходимости ВСЛУШИВАТЬСЯ, что в последующем может заложить трудности при дифференциации звуков после их постановки, недостаточно развитому фонематическому слуху.

Нескоординированность движений. Предложите своему пятилетке простой тест: поиграйте с ним в «Ладушки». Справился? Из моих наблюдений: дети в старшей группе не умеют делать перекрёстные движения руками, как требует эта игра. С точки зрения физиологии эти движения вполне доступны в этом возрасте, но чему не учились, того и нет. Легко ли ваш ребёнок ловит мяч? Попадет ли в цель? Умеет делать кувырок? Нескоординированность движений тела приводит к такой же работе артикуляционного аппарата – значит удлиняет коррекционный процесс.

Малышу исполнилось 4 года, а он не договаривает слова, пропускает начало слова, объединяет предлог со словом (произносит слитно «наполу»), ставит неправильно ударение… это признаки нарушения слоговой структуры слова – следствие недоразвитого фонетического слуха. Сыну хочется стучать по перилам и забору палкой? Дочке нравится вырисовывать узоры ножками по скрипучему снегу? А дождик в ведро не ловили? А под зонтиком стояли? По лужам давно шлёпали? Послушайте с ребёнком звуки природы. Позвольте ребёнку активно создавать звуки и шумы! В логопедии эти звуки называются неречевыми. Чем более развит неречевой слух у малыша, тем крепче база для развития речевого, фонематического слуха.

Как видите, всё, что здесь предложено, делать не рано, а лучше своевременно.

P.S. К этому списку для детей 2-3 лет прибавила бы артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения.

https://vk.com/wall-107430890_325722
                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий