воскресенье, 14 марта 2021 г.

О леворукости и левшестве. Педагогам и родителям дошкольников

📌Феномен левшества часто называют загадкой, потому что, несмотря на исследования, которые проводились по этому вопросу, число неразрешенных вопросов здесь намного превышает число полученных ответов.

📌Для того, чтобы начать разговор о левшестве, сначала определимся с понятиями во избежание терминологической путаницы. Существует понятие левшество и леворукость.

📌Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки. Левшество – комплексная характеристика, которая обозначает тип мозговой организации и отражает большую активность правого полушария головного мозга (у правшей доминантным полушарием является левое).

📌Таким образом, предпочтение той или иной руки (лево-, праворукость) и тип организации мозга (левшество, правшество) не всегда совпадают. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, формально вы можете сказать только, что он леворукий, однако не левша. Т. к. в термин левшество входит кроме ведущей левой руки, также ведущий левый глаз, ухо и левая нога. Также важно отметить, что левшество может быть вынужденным (псевдолевшество или патологическое левшество), если использование левого полушария (правшество) невозможно или затруднено в результате различных травм во внутриутробном или раннем возрасте. Тогда генетическая программа «правшества» вынуждена перестраиваться и использовать «левшество». Это тема для отдельного разговора.

📌На протяжении развития человечества процент детей-левшей остается постоянен – 20-25%. По некоторым данным, левшество называют важным эволюционным путем развития человечества.

📌Так как левшество – это не только ведущая левая рука, но и тип организации мозга, то поговорим немного о функциях полушарий головного мозга человека. Это поможет ответить нам на вопрос, чем же на самом деле отличаются дети левши и правши друг от друга.

📌Левому полушарию приписывают рационально-логические, аналитические функции, словесные способы познания, а также стереотипность и программируемость. Оно принимает информацию от правой стороны тела: правого глаза, уха, правой руки и ноги. При этом информация обрабатывается порционно и последовательно, перебирая возможные варианты. Левое полушарие отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизни.

📌Правое полушарие называют эмоциональным. Для него характерны образность и синтетичность (обобщенность), доминирование интуиции, спонтанность, непроизвольность. Правое полушарие получает информацию от левой стороны тела и обрабатывает ее одномоментно и целостно (мгновенно воспринимая целостный образ) в больших количествах. Правое полушарие отвечает за формирование новых стратегий адаптации в изменяющихся условиях жизни, музыкальные и художественные способности. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение.

❗Отличия детей-левшей и правшей.

У левшей во взрослом возрасте сохраняется представленность каждой психологической функции в обоих полушариях, что встречается у праворуких детей только в 2-3 года. Это является большим потенциалом для адаптации левшей в меняющихся условиях и жестких требованиях окружающей среды.
У правшей организация психических процессов в головном мозге характеризуется жесткой соотнесенностью с определенным отделом мозга. У левшей, т.к. функции равно представлены в обоих полушариях, отсутствует жесткое соответствие какой-либо психической функции определенной зоне головного мозга.

❗Исключительной чертой левшей является функциональная автономия и разобщенность правого и левого полушарий. Это также способствует недифференцированности и диффузности психических процессов.
Если у правшей корковые и подкорковые системы мозга функционируют последовательно и несинхронно, то у левшей зачастую – одновременно и синхронно.

❗Таким образом, работу мозга правшей можно назвать более слаженной и последовательной. Многие авторы также говорят о тормозящем влиянии левого полушария правшей на правое, что позволяет автономно функционировать речевым центрам и адаптироваться в социуме.

❗❗Исходя из перечисленных особенностей организации мозга левшей, наблюдаются следующие особенности в обучении и поведении таких детей:
📌сложности в определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже»;
📌искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций;
📌левша может прочитать или написать букву или цифру в любом направлении (горизонтально, вертикально или зеркально);
буквы или рисунки могут наползать друг на друга, хотя есть достаточное количество места вокруг;
❗ребенок может добавлять или убавлять элементы букв и цифр;
может наблюдаться медленный темп чтения и письма, неустойчивый почерк;
📌сложности в определении времени по циферблату;
📌творческая, художественная и музыкальная одаренность;
📌эмоциональность, восприимчивость к настроениям окружающих, которая может приводить в определенных условиях к зацикливанию на сниженном настроении, капризности, ярких проявлениях ярости и гнева;
📌практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, всякий раз изобретая свой способ овладения миром правшей.

📌Мозг человека совершенный и тонкий инструмент, который имеет огромный потенциал адаптации и компенсации, но, так или иначе, обладает конечным количеством ресурсов. Поэтому, чем больше энергии мозгу ребенка требуется на овладение мышлением, речью, счетом и так далее, тем больше вероятность «обкрадывания» эмоциональных, творческих, интуитивных функций.

📌Вот почему многие психологи не рекомендуют переучивать ребенка-левшу выполнять действия правой рукой, а настаивают на актуальной поддержке и помощи ему в освоении мира. При упоре на развитие речи и аналитическое мышление может произойти обеднение картины мира ребенка, а также эмоциональные и поведенческие сложности, которые могут привести к снижению самооценки, раздражительности, вспыльчивости, нарушениям аппетита, сна, речи (в том числе заиканию) и многому другому.

Психолог Анастасия Деревянкина.   https://vk.com/wall-82373093_25736

Комментариев нет:

Отправить комментарий