Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия ребёнка. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.
Интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов, происходит в дошкольном детстве: начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине; острота зрения формируется до семи лет
В результате имеющихся недостатков зрительно-пространственного восприятия в школе могут возникнуть трудности обучения:
ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;
пишет зеркально;
при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.
путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.
Поэтому проблемы лучше решать в дошкольном возрасте. Зрительное восприятие полезно тренировать с 4-5 лет.
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.
Подбирать материал для работы можно в интернете, там много карточек с наложенными картинками и будет нетрудно подобрать подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Парные зашумлённые изображения (это усложнение)
Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий
Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.
1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Наложенных изображений в интернете море, но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.
Интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов, происходит в дошкольном детстве: начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине; острота зрения формируется до семи лет
В результате имеющихся недостатков зрительно-пространственного восприятия в школе могут возникнуть трудности обучения:
ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;
пишет зеркально;
при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.
путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.
Поэтому проблемы лучше решать в дошкольном возрасте. Зрительное восприятие полезно тренировать с 4-5 лет.
- Один из распространённых способов – зашумлённые картинки
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений.
Предъявите малышу несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает малыш при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.
Подбирать материал для работы можно в интернете, там много карточек с наложенными картинками и будет нетрудно подобрать подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Парные зашумлённые изображения (это усложнение)
Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий
Предложим малышу рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.
1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5-7.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках
- Игры с наложенными изображениями
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Наложенных изображений в интернете море, но иногда надо создать материал под конкретную тему или конкретного ребёнка. Это легко сделать с помощью трафаретов.
Для воспитанников младшего возраста подбираются трафареты с более крупными и простыми рисунками. Детям постарше можно взять 3-5 более мелких и сложных контуров предметов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий